15 декабря порталу «Госуслуги» исполнилось 11 лет, о чем напоминает сайт Всероссийской переписи населения. Какие услуги за это время стали самыми популярными, о каких новых сервисах площадки нам предстоит узнать в 2021 году и почему россияне самых разных возрастов заинтересованы принять участие в переписи населения именно на этом портале? Записать ребенка на прием к педиатру, подать документы на загранпаспорт, узнать информацию о пенсионных начислениях и налогах — все это можно сделать сегодня в пару кликов из дома.
Началась история единого портала «Госуслуг» 11 лет назад с первой попыткой перевода общения между гражданами и властью в онлайн. Так, в декабре 2009-го страна сделала первый шаг к цифровому будущему. В июле 2010 года 120 тысяч самых смелых и продвинутых россиян уже зарегистрировались на портале. Декабрь 2020-го «Госуслуги» встречают с аудиторией, превышающей 100 миллионов человек, а мобильное приложение портала в этом году вошло в топ-10 самых скачиваемых в российском AppStore. В Google Play его позиции еще выше - оно занимает место в пятерке лидеров. За 11 лет понятие «административный» ресурс пережил невероятную эволюцию, а портал стал настоящим маркетплейсом (платформа информационной коммерции) услуг для населения. Чаще всего, по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, к нему обращаются по неотложным жизненным вопросам: запись на прием к врачу, получение информации о пенсионных накоплениях, а также по вопросам, связанным планированием будущего – оформление путевки в детский сад и т.д. Скоро набор услуг станет еще разнообразнее: например, появится услуга - получение электронного охотничьего билета с уникальным штрих-кодом, а еще – «Электронный нотариус» и т.д. Дальше – больше. В 2021 году пользователей портала ожидают несколько приятных обновлений - переход ресурса на новую технологическую платформу, которая позволит обрабатывать в сутки до 100 миллионов запросов на оказание услуг.
А с 1 по 25 апреля 2021 года портал примет участие в проекте, который охватит всю страну – первой цифровой переписи населения. Это главное статистическое событие десятилетия. Согласно исследованию, проведенному ВЦИОМ в октябре, 43% опрошенных интересуются возможностью переписаться именно через портал «Госуслуги». Респонденты отмечают главными причинами такого предпочтения такие как «удобство» и «безопасность», как физическую, эпидемиологическую и информационную. «Вопросы безопасности приоритетны, так как перепись — огромный проект, который реализуют сотни тысяч человек, а участвует в нем все население страны» — отмечает глава Росстата Павел Малков. Действительно, особое внимание во время первой цифровой переписи уделяется защите данных. Как подчеркивает Павел Малков, в процессе переписи собираются только обезличенные данные и никто, включая ПФР, ФНС и МВД, не сможет получить сведения о конкретной семье. Росстат не собирает и не хранит персональную информацию. Деанонимизация (нарушение анонимности) невозможна. Во-первых, потому что персональные данные ―отрезаются, еще на этапе сбора информации. Во-вторых, сегментирование микроданных просто не позволяет узнать данные о конкретном человеке, даже если в деревне всего десять жителей — акцентирует руководитель Росстата. Процесс заполнения электронной анкеты займет не более 20 минут. Уже известно, что в нее включили 33 вопроса, большая часть из них посвящена самому человеку — это традиционные вопросы о возрасте, поле, уровне образования, национальности, семейном положении, источниках дохода респондента. Еще треть в анкете занимают вопросы об условиях проживания граждан. «В 2021 году будут использованы большие данные операторов мобильной связи, задействованы «Госуслуги». Переписчики будут вносить получаемую информацию в планшеты, хотя традиционные бумажные переписные листы тоже останутся», – отмечает Малков.
Цифровую перепись отличает также точность информации и скорость ее обработки. Прогнозируется, что первые подсчеты численности населения РФ Росстат опубликует уже в июле 2021 года. Осенью ведомство запустит специальный портал, на котором можно будет ознакомиться со всеми итогами переписи. Результаты представят как в виде аналитических сводок и баз данных, так и в виде более простой и наглядной инфографики. «Мы гарантируем, что при проведении Всероссийской переписи населения никакие персональные данные не попадут в базу ее итогов. Они будут отделены от анкетных данных еще на этапе передачи в единую информационную систему переписи. Аналогичный процесс происходит и с переписными листами, заполненными на «Госуслугах». Технология не предполагает возможность восстановления информации о конкретном пользователе. Все это делается, чтобы результаты переписи всегда оставались только статистикой», – подчѐркивает глава Росстата Павел Малков.
Портал государственных услуг РФ за 11 лет своего существования прочно вошел в жизнь граждан нашей страны, став одним из важнейших атрибутов российской исполнительной власти на всех уровнях и во всех ее проявлениях. Портал является техническим средством обеспечения единства стандартов качества взаимодействия государства с гражданами России во всех регионах и часовых поясах нашей страны, и в этом состоит его основная цивилизационная миссия. Столь масштабный проект не мог оставить равнодушным практически никого. В дополнение к множеству реализованных на портале функций, он является еще и образовательным ресурсом, способствовавшим общему повышению компьютерной грамотности населения России за прошедшее десятилетие не в меньшей степени, чем крупнейшие университеты страны. Портал государственных услуг продолжает оставаться окном в цифровое будущее. |