Прокуратурой Краснодарского края проведен анализ поступивших обращений, связанных с распространением мошеннических схем с незаконным использованием подменных абонентских номеров (используются номера банков, в том числе Центрального Банка России, подразделений МВД России, Следственного комитета России, органов прокуратуры Российской Федерации).
В частности, участились случаи незаконного использования подменных абонентских номеров и персональных данных руководства прокуратуры края.
Так, звонок осуществляется якобы сотрудником банка, который информирует о попытке оформления неизвестным третьим лицом кредита в онлайн-банке. Далее, злоумышленник убеждает гражданина в необходимости самостоятельно оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита. Для подтверждения информации звонок поступает от якобы сотрудников Центрального Банка России, подразделений МВД России, Следственного комитета России, а также от руководства прокуратуры края, которые подтверждают слова мошенника, представившегося сотрудником банка. При этом для реализации подмены номера звонящего, используются не только технологически сложные системы, но и более доступные варианты, например, с помощью Теlegram-бота, который позволяет организовывать звонки с подменой номера прямо из мессенджера.
Более того злоумышленники в целях реализации мошеннических схем -и оказания психологического воздействия на потерпевших используют и рассылают в мессенджеры поддельные повестки о необходимости явиться для допроса в качестве свидетеля, с использованием бланков правоохранительных и надзорных органов.
Типичными схемами мошенников, при которых последние получили доступ к денежным средствам граждан, явились такие случаи как:
1. Получение потерпевшими СМС-сообщение или поступление звонков от якобы работников банка о том, что банковская карта заблокирована, а также произошла попытка списания денежных средств.
Также «сотрудник банка» просил граждан сообщить номер карты и PIN-код для ее перерегистрации. После сообщения потерпевшими запрашиваемых данных с их счетов списывались денежные средства;
2. На мобильный телефон потерпевших поступало СМС-сообщение о получении выигрыша, для получения которого необходимо было отправить подтверждающее СМС-сообщение, либо внести регистрационный «взнос» через систему электронных платежей. Однако после внесения на счет неизвестных лиц. такого «взноса» никакого выигрыша потерпевшие не получили;
3. Имеют место случаи, при которых через сайт магазина в сети «Интернет» граждане заказали понравившийся им товар, однако после его оплаты потерпевшие ни только не получили заказ, но и лишились уплаченных за него денег.
Для профилактики правонарушений в сфере информационно - телекоммуникационных технологий прошу распространить указанную информацию, акцентируя внимание на том, что банки не рассылают сообщения о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов.
При информировании населения прошу акцентировать их внимание на том, что не следует спешить действовать по инструкции неизвестных людей. Следует убедитесь в достоверности информации, полученной с незнакомых номеров, через уполномоченные организации, родственников или знакомых.
Также необходимо разъяснить, что не стоит переходить по подозрительным ссылкам и не оплачивать покупки через сомнительные сайты, а также следует помнить, что передача банковской карты или ее реквизитов, логина (идентификатора пользователя), PIN-кодов, паролей, контрольной информации и кода клиента, предназначенных для доступа и подтверждения операций в удаленных каналах обслуживания, другому лицу (в том числе работнику банка) означает, что лицо предоставляет возможность сторонним лицам проводить операции по счетам. |